Брендбук – понятие, которое возникло благодаря введению терминов бренда и брендинга. Документ, описывающий бренд и руководство по фирменному стилю, в котором сконцентрированы главная идея бренда и основные принципы его использования, и называется брендбуком.
Брендбук исключительно закрытый документ, который доступен только менеджменту компании. Для остальных сотрудников выпускают урезанный вариант брендбука, где указаны основные положения, но не раскрывается вся закрытая информация. Без такой всеобъемлющей книги внутри компании возникает недопонимание и несогласованность, которые приводят к непродуктивности бренда. Именно брендбук помогает решать стратегические вопросы.
Брендбук обязательно должен описывать: основную концепцию и миссию компании, ценности бренда, главное сообщение к потребителю, каналы и методы передачи этого сообщения, ключевые идентификаторы бренда.
Внешний вид брендбука может быть различный: объемный документ, составленный как книга, или же виртуальный - в виде документа, а может, отдельного сайта, доступ к которому имеет ограниченное количество человек. Учитывая, что любовь к печатным книгам не пропадает, а только возрастает – уважение к печатному брендбуку больше, чем к обычному веб-документу.
Иногда возникает путаница в различиях понятий «брендбук», «мини-гайд» и «логобук». Давайте разберемся в этих терминах и узнаем, как создать профессиональный брендбук.
Руководство по фирменному стилю (Corporate Identity Guidelines) было предшественником брендбука, его задачей была регламентация правил использования товарного знака фирмы, в нем прописывались основные положения для коммуникаций компании. Поэтому многие до сих пор путают эти два понятия. Но большие компании понимают это различие и разрабатывают именно брендбук.
Кат-гайд – это понятие применяется в различных сферах, и характеристика его может разниться. Но оно всегда содержит описание сложных процессов для создания брендовых идентификаторов, включает в себя все необходимые материалы и план действий в той или иной ситуации. Это подробная инструкция для подрядчиков и партнеров, незаменимый документ для франшизы.
Логобук – это положение по описанию логотипа, графического товарного знака. Включает в себя подробное описание цветового решения, шрифтов, построение графических элементов, основные версии логотипа, его пропорции и размеры, безопасное поле (отступы), запрещенное использование лого. Является очень важным документом для качественной визуальной идентификации бренда.
Мини-гайд – сочетает в себе избирательные характеристики кат-гайда и логобука. Содержит описание одного или нескольких элементов. Часто используется для работы с полиграфией, когда не хотят раскрывать всю служебную документацию по бренду.
Брендбук - это внутренний документ компании, который позволяет поддерживать целостность бренда на всех уровнях. Но иногда он используется партнерами компании или подрядчиками. Итак, кто и для чего использует брендбук?
Руководство компании и ее подразделений – брендбук используется для разработки новой стратегии развития компании. Он охраняет от появления нестыковок с изначальным позиционированием бренда.
Журналисты – для написания статей, новостей, заметок, которые соответствуют основной стилистике бренда и его концепции.
Верстальщики и дизайнеры – упрощает процесс создания дизайн-макетов, ускоряет и делает более точной верстку. Брендбук помогает дизайнерам и верстальщикам соблюдать стиль компании.
Юристы – проверяют, есть ли ограничения по использованию товарного знака.
Маркетологи – разрабатывают и проводят рекламные и маркетинговые мероприятия, опираясь на концепцию, которая была изначально указана в брендбуке.
В остальных случаях, когда имеют дело с внешними подрядчиками, используют логобук или мини-гайд, в зависимости от ситуации.
Брендбук состоит из трех основных частей:
Идеологическая часть – в ней отображается основная концепция, идея, ценность бренда. Указываются все основные элементы и характеристики бренда, определяется целевая аудитория компании. Именно эта часть дает полное осознание бренда для сотрудников конкретной организации. Для того чтобы прописать эту часть, нужно определиться с самим пониманием бренда: для чего, для кого, какова суть и политика компании. Это будет своеобразная бренд-платформа. Составляющие данной части брендбука:
— Платформа бренда: видение компании, долгосрочные цели развития бренда, миссия компании и основная цель существования на рынке, ценности бренда, особенности коммуникации бренда
— Стратегия бренда
— Позиционирование компании
Логобук. В этой части описываются особенности логотипа, фирменного стиля. Еще раз напомним, что следует уделить особое внимание логотипу, так как практика показывает, что в этом сегменте ошибки допускаются очень часто. Укажите отступы (охранную зону), если не соблюдать ее, логотип потеряет свою эффективность и яркость; цветовую схему для использования в Интернете и в полиграфии. Не поленитесь и укажите максимальное количество вариантов неправильного использования логотипа.
Правила оформления корпоративной идентификации на носителях – это третья часть и она может быть самой объемной. Она включает в себя множество нюансов: от особенностей оформления визиток, рекламной, сувенирной продукции до дизайна интерьера. Чтобы не запутаться и не делать лишней работы – определитесь, какая основная точка контакта бренда и потребителя, выясните, с какими носителями клиент будет чаще всего контактировать. Именно их и стоит отобразить в брендбуке. Нередки случаи недопонимания на различных этапах воплощения фирменного стиля. Например, ситуация – есть работающий фирменный стиль, который активно используется, компания приносит доход, но как только бизнес начинает расширяться, возникают некоторые проблемы. Разные подразделения используют логотип, не согласовывая между собой, не утверждая, какой вариант логотипа нужно использовать в конкретном случае. Из-за этого происходит неразбериха внутри компании, что естественно влияет на восприятие бренда.
В нашей повседневности под брендбуком понимают руководство по фирменному стилю. Однако нужно понимать, что это не только набор указаний к правильному графическому оформлению. В первую очередь, это идеологический документ, очень важная часть брендбука – это именно смысловое обоснование бренда и его задач. Остальные документы являются исключительно техническими для внешних коммуникаций компании. Каждый из них имеет право на отдельное существование.
Помните, что брендбук для Вашего бренда нужно создавать, не исходя из рекомендаций по разработке брендбука, которые Вы можете найти в Интернете, а именно из потребностей Вашей компании и ее точек контакта с потребителем.